Пенсионная реформа Гройсмана. Что изменится для пенсионеров? Пенсионная реформа в Украине'2017: что нужно знать всем В чем заключается пенсионная реформа года

Верховная Рада 3 октября приняла правительственный проект пенсионной реформы. Документ должны были проголосовать еще в мае, после дату рассмотрения перенесли на сентябрь, однако с первого раза голосования провалили. Со второй попытки большинство парламентариев отдали свои голоса« за» пенсионную реформу. Власти ограничились« ремонтом» солидарной системы, а обещанный запуск накопительного уровня снова перенесли. На этот раз на 2019 год.

Realist разбирался в главных нововведениях« пенсионной реформы Гройсмана».

Работать придется дольше, но не всем

Больше всего споров возникло вокруг вопроса повышения пенсионного возраста. МВФ настаивал на том, что украинцы должны работать до 63 лет, и в одном из вариантов Меморандума, который просочился в СМИ, предполагалось, что так и будет. Но в итоге пенсионный возраст не тронули.

Правда, часть украинцев все равно будет выходить на «заслуженный отдых» позже. Дело в том, что в Украине вводят« гибкий коридор» с несколькими« дверьми». Первая, как и сейчас, — 60 лет, вторая — 63 года и третья — 65 лет. Чтобы дойти до первой« двери», в следующем году нужно иметь как минимум 25 лет стажа. И каждый год требование будут увеличивать на 12 месяцев, до тех пор, пока в 2028 году« вовремя» на заслуженный отдых будут выходить украинцы со стажем от 35 лет. Те, кто проработает от 25 до 35 лет, смогут получить пенсию в 63 года. И со стажем от 15 до 25 лет — в 65 лет.

Есть и приятный момент. Со следующего года на пенсию можно выйти даже раньше 60 лет, но только при условии наличия 40 лет стажа.

« Барьер» в 25 лет(он будет действовать со следующего года) преодолеют большинство 60-летних украинцев. А вот через 10 лет вовремя на «заслуженный отдых» выйдут всего 55% украинцев. Остальным придется работать до 63 и даже 65 лет.

«Старые» пенсии пересчитают по-новому, а «новые» — урежут

Проект пенсионной реформы правительство зарегистрировало под названием« О внесении изменений в некоторые законодательные акты о повышении пенсий». Хотя на самом деле повысят выплаты далеко не всем украинцам. Более того, все, кто достигнут 60 лет уже после реформы, окажутся в худшем положении.

Итак, пенсии действительно вырастут. Сейчас их получают примерно 11,7 млн украинцев. «Осовременят» выплаты для 5,6 млн, еще около 3 млн получат прибавку в рамках индексации. «Осовременивание» — пересчет пенсии по актуальному показателю средней заработной платы. Этот показатель каждый год растет, и тем, кто вышел на пенсию 10 лет назад, пенсии считали по средней зарплате 1197,9 грн, актуальная же средняя зарплата(считается за три последних года) — 3764 грн. Такой пересчет позволит« разбогатеть» украинцам на сумму от 50 до более 1000 грн.

Еще около 3 млн пенсионеров получат прибавку в рамках индексации. Два раза в год правительство поднимает социальные стандарты, в том числе и минимальную пенсию. Изначально планировали добавить по 61 грн к пенсиям, на данный момент приняли решение проиндексировать пенсии на 140 грн.

Остальные пенсионеры, а это около 3 млн человек, после реформы будут получать столько же, сколько и до нее.

В формуле расчета пенсий фигурируют не только средняя зарплата, но и соотношение собственной зарплаты к средней, стаж и коэффициент его оценки. Последний показатель после реформы снизят с 1,35 до 1%. Это означает, что все будущие украинские пенсионеры будут получать на 25% меньше. Правда, переход к более низким пенсиям сделают плавным. Для этого до конца 2018 года в формуле расчета пенсий будут считать среднюю зарплату не за три, а за два года.

Для примера: до реформы украинец с 30 годами стажа и зарплатой в 1,5 раза выше средней в этом году может получить пенсию в размере 2286 грн, а если бы реформа полноценно действовала эта сумма составляла бы 1693 грн.

Индексировать будут по-новому

На данный момент всем украинским пенсионерам пенсии повышают на одну и ту же сумму — определенный процент от минимальной пенсии. После реформы ситуацию обещают изменить. Сумма прибавки разделится на две составляющие: 50% от инфляции + 50% от роста средней зарплаты за три последних года.

Причем, процент от роста зарплаты будут закладывать в формулу расчета пенсии. Фактически это означает, что у всех украинцев пенсии будут расти по-разному. Если же дефицит Пенсионного фонда удастся ликвидировать, то пенсии будут повышать на 100% от среднего за три года роста зарплат.

Важно также учесть, что считается средняя зарплата, с которой платят единый социальный взнос. Максимальная сумма, с которой уплачивается взнос — 40 тыс. грн. Если зарплата — 100 тыс. грн, то в отчете Пенсионного фонда« засчитают» ее к зарплатам в размере 40 тыс., так как с остальных 60 тыс. платить налог не нужно.

Работающим пенсионерам вернут« полные» пенсии

Работающие пенсионеры имеют право только на 85% пенсии. Остальные 15% удерживаются в пользу государства. Уже в этом месяце, согласно принятой реформе, эту практику отменят. В результате примерно 650 тыс. украинцев(столько пенсионеров официально работают) получат прибавку в 17%. Для примера: работающий украинец, который получает пенсию в 1445 грн, после реформы сможет получать уже 1700 грн.

Еще одно важное нововведение — специальные пенсии для журналистов, ученых, педагогов, медиков, чиновников отменяют. Теперь всем будут считать размер выплат по единой формуле.

« Реформа Гройсмана» — только первый шаг на пути к трансформации действующей пенсионной системы. Главные проблемы документ не решает. В бюджете на следующий год предусмотрен дефицит Пенсионного фонда на уровне 141 млрд грн, а это означает, что« дырка» останется практически неизменной. Да и размер пенсий даже после« осовременивания» и индексации не достигнет 40% от привычного заработка, как это предусмотрено международными конвенциями. Следующий шаг реформы намечен на 2019 год — тогда планируют запустить накопительный уровень, то есть помимо соцвзноса в Пенсионный фонд работающим придется часть зарплаты откладывать на персональный счет. Именно накопительный уровень, как надеются большинство экспертов, позволит значительно повысить благосостояние украинцев в старости.

О необходимости реформирования социальной сферы российские политики говорят уже давно. Депутаты считают, что пора пересмотреть порядок выхода на пенсию и механизм начисления выплат, так как они уже давно устарели. Какие изменения произойдут в жизни пожилых граждан? Чего ждать от новой пенсионной реформы тем, кто только планирует выход на пенсию? Эти вопросы часто задаются на юридических сайтах и форумах простыми россиянами, поэтому давайте рассмотрим предстоящие изменения более детально.

Изменения в законодательстве

Чего ожидать от пенсионной реформы в 2017 году? Российских пенсионеров ждет ряд серьезных изменений, которые, прежде всего, коснутся увеличения сумм и порядка начисления пенсий.

С наступлением 2017 года начали действовать приостановленные ранее нормы законодательства, касающиеся проведения индексации пенсионного обеспечения. Это приведет к существенному увеличению размера социальных и страховых пенсий.

Наступивший год принесет такие изменения:

  • - Повысится минимальный трудовой стаж и суммы пенсионных коэффициентов, влияющие на назначение пособия по старости. Теперь для получения денежных средств по этому типу пенсии гражданин должен иметь восемь лет страхового стажа и 11,4 пенсионных бала.
  • - Увеличится пенсионный возраст и размер трудового стажа для чиновников. После вступления 1 января в законную силу Федерального закона № 143 от 23.05.2016 года, они будут выходить на заслуженный отдых в возрасте 63 и 65 лет, при условии не менее 20 лет стажа госслужбы. Данное требование будет вводиться постепенно, и в 2017 году для оформления пенсии чиновнику нужно будет достичь 55,5 и 60,5-летнего возраста, а минимальный стаж государственной службы должен составлять 15,5, лет.
  • - Для самозанятого населения повысится тариф страхового взноса в Пенсионный фонд. Этот платеж имеет фиксированный размер, и зависит от величины МРОТ. Так как размер минимальной зарплаты в 2016 году был увеличен до 7,5 тысяч рублей, нотариусам, адвокатам и другим лицам, относящимся к данной категории, в 2017 году необходимо будет перечислить в ПФ России 23400 рублей.
  • - Изменится размер прожиточного минимума пенсионера, который влияет на получение права на федеральную социальную доплату. Таким способом государство увеличивает размер выплаты, до уровня установленного ПМП в регионе.

Единовременная помощь

Так как в 2016 году государство испытывало нехватку бюджетных средств, были приостановлены положения, касающиеся проведения индексации пенсий.

Федеральный закон дает разъяснения относительно порядка получения выплаты:

  1. Для получения компенсации нет необходимости обращаться в Пенсионный фонд, так как выплата будет начисляться автоматически.
  2. Получение средств осуществляется в соответствии с установленным графиком в период с 13 по 28 января 2017 года.

Следует отметить, что законом запрещено производить с этой суммы удержания на основании судебных решений и исполнительных документов.

Проведение индексации

Ежегодно государство вынуждено проводить индексацию пенсионных выплат. Это связано с инфляцией и ростом цен на продукты и коммунальные платежи, что приводит к снижению покупательской способности пенсионеров. Принципы проведения индексации и сроки установлены в зависимости от вида пенсии. Законом установлены даты проведения перерасчета:

  1. 1 февраля – для страховых пенсий, которые проиндексируют на величину инфляции минувшего года, а именно на 5,4%;
  2. 1 апреля – для социальных выплат, которые изменятся в зависимости от темпов роста прожиточного минимума граждан за 2016 год. Так как прирост составил всего 116 рублей, пенсия увеличится на 1,5 %.

Суммы достаточно скромные, но правительство обещает, что выплаты пенсионерам будут проиндексированы в полном объеме.

Введение нового механизма накопления

Благодаря изменениям в пенсионной реформе у российских граждан появится возможность накапливать будущие пенсионные выплаты в добровольном порядке.

Его введение позволит оживить накопительную составляющую пенсионной системы. Участие в программе является добровольным. Человеку предоставятся право самому выбирать, где открывать накопительный счет. Это может быть:

  • - негосударственный ПФ;
  • - государственные банки;
  • - коммерческие кредитные организации.

Проектом предусмотрено, что данные счета можно будет передавать по наследству. Участник накопительной программы получит возможность в случае необходимости снять часть средств со счета, как, например, матери имеют право использовать на срочные нужды часть материнского капитала.

Накопительную систему уже давно используют многие зарубежные государства. Как показывает практика, это отличная возможность самостоятельно формировать свое будущее, обеспечивая себе достойную старость.

Повышение пенсий по старости для работающих и неработающих пенсионеров


Увеличение размера выплат неработающим пожилым гражданам, получающим страховую (ранее трудовую) пенсию будет происходить путем индексации стоимости пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты.

По состоянию на 1 апреля 2017 года стоимость пенсионного бала составила 78 рублей и 58 копеек (вместо 78, 28 рублей, как было заявлено ранее), а величина фиксированной выплаты – 4805,11 рублей. В результате размер пенсия будет проиндексирована на 5,8%. Таким образом, размер выплаты для неработающего гражданина, получающего страховую пенсию с 1 апреля 2017 года, увеличился на 0,38%.

Как говорит статистика, число работающих пенсионеров в 2016 году составляло 36% от общего количества. Считается, что если человек продолжает работать, то его доход значительно выше, чем у тех, кто живет лишь на одну пенсию. В результате этого в 2016 году был принят ФЗ №385, отменяющий проведение индексации выплат для этой категории граждан до момента прекращения ими трудовой деятельности.

Бюджетом не предусмотрено проведение индексации вплоть до 2019 года, поэтому зачитывать на повышение выплаты работающим пожилым гражданам не приходится.

Выплаты военным пенсионерам

В соответствии с действующим законодательством расчет выплат военным пенсионерам осуществляется с учетом размера денежного довольствия, который ежегодно должен увеличиваться на 2 и более процента.

Если на 1 февраля 2016 года размер довольствия составлял 69,45%, то на этот же период 2017 года он составил 72,23%, что привело к повышению размера выплат.

Многих военнослужащих, следящих за изменениями в законодательстве. Интересовал вопрос о том, могут ли военные пенсионеры рассчитывать на получение единовременной финансовой помощи в размере 5 тысяч рублей. Изначально на эту доплаты могли претендовать только лица, начислением пенсий которым занимался ПФ России. Однако в закон были внесены изменения, позволяющие бывшим военнослужащим получить выплату по отдельному графику доставки.

Доплата будет осуществляться тем же органом, от которого гражданин получает пенсию. Закон допускает, что военнослужащим может быть назначена вторая страховая пенсия. В этом случае 5 тысяч рублей он получит от территориального Пенсионного фонда.

В связи с изменениями в конце 80-х начале 90-х годов 20 века российской государственной системы в соответствии с принципами рыночной экономики, возникла потребность реформирования действовавшей в СССР пенсионной системы. Старая система предполагала пенсионное обеспечение за счет средств государственного бюджета, однако в новых реалиях такая система не уже соответствовала условиям рыночной экономики. В результате государством был разработан масштабный план по постепенному реформированию пенсионной системы сроком до 2025 года.

Каковы же основные этапы реформирования системы? Какие важные изменения произошли в начале 2015 года? Какие изменения осуществились в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Основные этапы реформирования

В 1990-х - начале 2000 годов был принят ряд законов, направленных на формирование системы обязательного пенсионного страхования. Становление современной российской системы пенсионного страхования имело несколько серьезных этапов:

  • Первый этап начался с принятием закона «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990. Суть его заключалась во введении обязательного страхования наемных работников. Целью являлось создание пенсионных фондов, гарантирующих выплату пенсий гражданам за счет отчислений, удерживаемых из заработной платы трудоустроенных граждан. Тем самым подчеркивалась идея солидарности поколений, гарантирующая поддержку людям преклонного возраста со стороны молодежи. Отчисления были обязательными к уплате и не подлежали обсуждению. Все вопросы по определению норм и условий уплаты взносов регулировались государством. А размер дальнейших выплат пенсионерам назначался в зависимости от официального трудового стажа и отчислений в ПФ.
  • Вторым этапом стало принятие Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ. Связаны эти нововведения были с планомерным увеличением заработных плат, что дало возможность поднять и пенсии. Однако с этого времени пенсия назначалась в зависимости от индивидуального коэффициента пенсионера. Расчет проводился по формуле, в которой основными показателями были: размер зарплаты в процентах и общий стаж, а также среднемесячный заработок и среднемесячная зарплата по стране за тот же период, то есть для каждого пенсионера выплата имела уже индивидуальный характер.
  • Третий этап реформирования пенсионной системы современной России сопровождался внедрением следующих нормативно-правовых актов, как:
    • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
    • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
    • Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
    • Федеральный закон «Об инвестировании в накопительную часть трудовой пенсии» от 24.07.2002 № 111-ФЗ.
  • Основная цель введения всех этих законопроектов - улучшение благосостояния граждан путем увеличения их пенсионных доходов. Программы предусматривали расширение пенсионных выплат с помощью накопительной части. Основанием для выплаты становился не трудовой стаж как ранее, а заработная плата и размер отчислений в ПФ. Следовательно, чем больше была официальная зарплата, и чем выше был процент по выплатам в фонд обязательного страхования, тем выше была и гарантированная пенсия в старости.
  • Четвертый важный этап состоялся в 2013 году, с выходом Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Этот закон позволил осуществлять страховые пенсионные выплаты всем гражданам, которые были застрахованы согласно закону 2001 года, независимо от выплат накопительной пенсии. Данные выплаты были предназначены гражданам, имеющим проблемы со здоровьем, потерявшим трудоспособность, лишившимся трудоспособного члена семьи.

Этап пенсионной реформы 2015 года

Начиная с 1992 года демографическая ситуация в стране начала меняться в худшую сторону, что привело к реальному снижению количества трудоспособного населения. В этих условиях государству приходилось за счет бюджета проводить дополнительные отчисления в ПФ для полного удовлетворения нужд по покрытию пенсионных выплат. Чтобы решить проблему с нехваткой денежных средств, государством была запланирована долгосрочная пенсионная реформа.

Главным нововведением стало появление страховой пенсии и страхового стажа, позволяющего гражданам рассчитывать на минимальные обязательные выплаты при наступлении наступлении пенсионного возраста. Однако вместе с этим, для получения своей заслуженной пенсии у граждан появилась необходимость отработать определенный срок, который стал устанавливаться государством.

Еще одним нововведением 2015 года стали пенсионные баллы, которые гражданин должен накапливать в процессе своей трудовой деятельности. Количество баллов стало прямо зависеть от величины отчислений в ПФ, осуществляемых работодателем.

Обратите внимание! Получение и накопление страховых баллов с 2015 г. стало возможно только при официальном трудоустройстве. Чем выше официальная заработная плата, тем больше баллов гражданин получит за каждый календарный год.

Сторонники новой системы расчета пенсий считали ее довольно эффективной для каждого гражданина, который заботится о своем будущем благосостоянии. Однако среди экспертов и законодателей были и противники нововведений, которые указывали на их значительные недостатки:

  • постепенное повышение обязательного страхового стажа - если до 2015 года он составлял 5 лет минимум, то к 2024 году стаж должен достигнуть минимум 15 лет;
  • планомерное увеличение количество пенсионных баллов, гарантирующих назначение пенсии в будущем - в 2015 году этот показатель находился в пределах 6,6, но к 2025 году он должен составить 30 баллов.

Такие изменения должны были стимулировать граждан более ответственно подходить к выбору работы, поскольку только при официальном трудоустройстве можно заработать необходимый стаж и баллы.

Особенности пенсионного реформирования в 2017 году

В конце 2016 - начале 2017 гг. неоднократно выдвигались инициативы о повышении пенсионного возраста гражданам России, некоторые из которых были приняты Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 23.05.2016 № 143-ФЗ. Первыми эти изменения почувствовали на себе работники госслужб, пенсионный возраст которых в 2017 году был повышен на 6 месяцев и составил 55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин. Это плановое повышение должно стать поэтапным и к 2032 году и 2026 году достигнуть 65 лет для мужчины и 63 лет для женщины соответственно.

Еще одним обязательным изменением стало увеличение взносов в ПФ для самозанятого населения. Следовательно, если гражданин ведет предпринимательскую деятельность, он должен вовремя получить информацию о размере обязательного взноса, исчисляемого из его официального дохода. Кроме того, с 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы Федеральной налоговой службе, при этом за Пенсионным фондом остались обязательства по администрированию взносов, осуществленных до 2017 года, а также добровольных взносов на страховую и накопительную пенсию.

Также увеличился размер фиксированной выплаты благодаря индексации 1 февраля (5,4%) и 1 апреля (0,38%), что повлекло за собой повышение минимальной пенсии. Это гарантированное повышение было назначено в автоматическом режиме, без соответствующего заявления граждан. На 2,6 % увеличились и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

По словам министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина, в 2017 году больше не будет происходить серьезных изменений в пенсионной системе. Политика реформирования будет проводиться очень плавно, и для граждан предпенсионного возраста не станет критичной.

Заключение

Реформирование пенсионной системы России в условиях рыночной экономики было практически неизбежно. В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий. В 2017 году начался этап постепенного повышения пенсионного возраста граждан, но пока это коснулось лишь работников государственных служб.

Верховная Рада приняла пенсионную реформу. За законопроект N6614 во втором чтении проголосовали 288 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

Перед принятием проекта в сессионном зале выступил премьер-министр Владимир Гройсман, который призвал парламентариев проголосовать за "историческое решение".

От Блока Порошенко за пенсионную реформу проголосовали 122 человека, от Народного фронта - 75, Оппозиционного блока - 0, от Самопомощи - 14, Радикальной партии Олега Ляшко - 17, Батькивщины - 0, от Воли народа - 15, Возрождения - 22, внефракционных - 23. Против реформы - 8, воздержались - 23. Не голосовали 27 нардепов.

Основные изменения: привязка к страховому стажу, а не возрасту; ежегодная индексация; повышение минимальной пенсии.

Корреспондент.net разбирался подробно в изменениях, которые ожидают украинских пенсионеров.

Возраст выхода не пенсию

Закон не предусматривает повышения пенсионного возраста , но вводит требования к страховому стажу. Нормы вводятся с 2018 года.

Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет - в 65 лет.

При этом украинцы, у которых нет страхового стажа , смогут претендовать на социальную помощь при достижении 63 лет, который будет определяться, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Все нормативы минимального страхового стажа будут увеличиваться на один год каждые 12 месяцев до 2028 года. Таким образом, с 2028 года для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.

Если стажа недостаточно, то можно его приобрести , однако не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен.

Те, кто отработал 40 лет, могут выйти на пенсию в любое время. Но эта норма будет внедрена только через десять лет.

Для студентов-бюджетников дневной формы годы учебы засчитают в трудовой стаж.

Размер пенсии

Размер пенсии каждого гражданина Украины, согласно закону, будет рассчитываться по формуле: Сз × ИКЗ × Кс. Чем большее коэффициент, тем выше пенсия.

Сз - размер средней заработной платы в Украине за три года перед обращением за назначением пенсии; ИКЗ - индивидуальный коэффициент заработной платы (соотношение размера получаемой зарплаты по отношению к средней зарплате; Кс - коэффициент страхового стажа, определяется как множитель продолжительности лет стажа работы человека на величину оценки одного года страхового стажа.

Базовая средняя заработная плата для расчета пенсий составит 3 764 гривен 60 копее, что почти в три раза больше, чем до реформы - 1197 гривен.

Коэффициент страхового стажа для расчета пенсий снижен с 1,35 до 1.

Минимальный размер пенсии установлен на уровне 1452 гривен, что на 140 гривны больше, чем было до принятия закона. "Минималку" получает восемь миллионов пенсионеров. По данным Минсоцполитики, это примерно половина стоимости потребительской корзины для фактического прожиточного минимума.

Введение автоматической нормы о ежегодной индексации (перерасчете) пенсий с 2019 года для защиты от инфляции: с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50 процентов роста среднемесячных зарплат за три года и на 50 процентов индекса потребительских цен.

Также в рамках закона отменено 15-процентное уменьшение пенсий для 500 тысяч работающих пенсионеров. Отменяется уменьшение размера пенсий для 104 тысяч женщин, которые досрочно вышли на пенсию в 55 лет.

После пересчета пенсий около 1,3 миллина украинских пенсионеров дополнительно получат 200 гривен в месяц. На сумму от 200 до 500 гривен вырастет размер пенсии еще для 1,2 миллиона человек.

Почти два миллиона пенсионеров получат повышение к пенсии на сумму в пределах 500-1000 гривен. Больше чем на 1000 гривен вырастут пенсии примерно у 1,1 миллиона граждан Украины.

Специальные пенсии и другие вопросы

Закон отменяет специальные пенсии для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий. Все они переводятся на общую систему начисления пенсий.

Также отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты, прокурорских работников и прочих, которые раньше могли выходить на пенсию досрочно - за пять-десять лет до наступления пенсионного возраста.

Исключение сделано только для военнослужащих и сотрудников силовых органов.

Пенсионная реформа предусматривает гарантии для инвалидов с детства, детей-инвалидов, пенсионеров, не имеющих полного стажа и лиц, которые не имеют права на пенсию и получают сейчас 949 гривен.

Размер пенсии для них увеличится на 45 процентов и составит 1373 гривны. На сегодня в Украине таких граждан около миллиона.

Законопроект снимает ограничение для работающих пенсионеров на одновременное получение зарплаты и пенсии. Ранее они были ограничены до 85 процентов от положенной пенсии. теперь работающие пенсионеры могут одновременно получать и зарплату, и пенсию.


Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Все это привело к возникновению множества вопросов у нынешних и будущих украинских пенсионеров.

Люди хотят знать, чего им ожидать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменилась жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы в течении следующих 10 лет. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2018 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 25 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для прекрасной половины населения будет увеличиваться постепенно и шестидесяти лет достигнет только в 2021 году.

Так, например, в 2018 году при наличии соответствующего страхового стажа (см. таблицу выше) на пенсию могли выйти женщины, которым исполнилось 58,5 лет. Соответственно уйти на заслуженный отдых женщины могут после достижения ими такого возраста:

  • в 2019 году — 59 лет (родившиеся с 01.04.1960 по 30.09.1960)
  • в 2020 году — 59,5 лет (родившиеся с 01.10.1960 по 31.03.961)
  • в 2021 году — 60 лет (родившиеся с 01.04.1961 по 31.12.1961)
Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

Как известно новая Пенсионная реформа внесла серьезные коррективы в учет трудового стажа для оформления пенсии. В связи с этим у многих украинцев возникает вполне закономерный вопрос: «Входит ли в страховой стаж учеба в институте, служба в армии, декретный отпуск и центр занятости?».

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

Кроме того, в пенсионный стаж засчитывается период ведения предпринимательской деятельности на упрощенной системе налогообложения или с применением фиксированного налога:

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)
Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка 1 года стажа обойдется в 16896 гривен. Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Перерасчет пенсии в Украине

Повышение пенсий в Украине произошло задним числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года (2014-2016) в размере 3764,4 гривен.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере 200 грн./месяц, на сумму от 200 до 500 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 500-1000 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1000 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальной пенсии в Украине. Теперь сумма минимальных пенсионных выплат составляет 1452 гривны. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1373 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и составляет теперь 4356 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 399 грн., второй — 357 грн. и 315 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме без дополнительного обращения. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине началась с октября 2017 года.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2019 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс , где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)
Кому не повысят пенсию?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий непредусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных на то решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.