Какой перк лучше - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз"? Описание, особенности и рекомендации. Выбор умений для экипажей ПТ-САУ

Он является рекордсменом по числу плаваний в Арктике На «Садко» - в высокие широты Известнейший в среде моряков Севера и полярников 30 - 40-х годов судовой радист, потомственный архангелогородец Евгений Николаевич Гиршевич (1900-1980) является, пожалуй, рекордсменом по числу плаваний в Арктике. Он участвовал в 12-ти полярных экспедициях и пять раз прошел по всей трассе Северного морского пути в обоих направлениях. Руководители самых ответственных арктических плаваний всячески старались заполучить себе этого опытнейшего радиооператора, великолепного знатока корабельной радиоаппаратуры того времени и исключительно добросовестного работника.а склоне лет Евгений Николаевич написал интересные воспоминания о своих плаваниях и о встречах с людьми, которых до войны знала вся страна. Они, несомненно, представляют интерес для истории освоения советской Арктики. Так получилось, что обширный личный архив Е.Н. Гиршевича в начале 2001 года оказался в Северодвинске. И мы посчитали полезным познакомить с некоторыми материалами наших читателей.6 июля 1935 г. архангелогородцы, уже привыкшие отправлять в арктические рейсы многие важные научные экспедиции, провожали в дальний поход ледокольный пароход «Садко». Это судно, семнадцать лет пролежавшее на дне Кандалакшского залива, было поднято и введено в строй в 1934 г. На «Садко» в неизведанные районы Арктики шла первая советская высокоширотная экспедиция. Ее возглавлял прославленный полярник Г.А.Ушаков, а научным руководителем стал известный полярный ученый Н.Н.Зубов. Цель экспедиции состояла в том, чтобы проникнуть как можно дальше в область полярного моря и обследовать громадные «белые пятна», все еще остававшиеся на картах к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря. Кроме того, экспедиция на «Садко» должна была своими сводками и прогнозами погоды обеспечить перелет летчика С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку. (Последнее обстоятельство, ввиду неудачи этой первой попытки трансконтинентального полета Леваневского, который был вынужден, миновав Землю Франца-Иосифа, возвратиться из-за неисправности в масляной системе самолета, редко упоминается в исторических описаниях похода «Садко» в 1935 г.). Но эта дополнительная задача еще более усложнила напряженную работу радиостанции «Садко» и ее старшего радиста Е.Н. Гиршевича. Евгений Николаевич был назначен на «Садко» по личному ходатайству начальника экспедиции Г.А.Ушакова, который знал его со времен совместного плавания на «Седове» в 1930 г. к Северной Земле. В подчинении у Гиршевича находились еще два радиста: С. Иванов и А. Михайлов.В этом историческом рейсе, подробно описывать который нет необходимости, «Садко» в свободном плавании достиг рекордной широты 82 градуса 41 минута. За 85 дней нахождения в море судно под командованием капитана Н.М.Николаева прошло 6500 миль, из них 3200 миль - за пределами 80 параллели. Был проделан громадный объем исследований, произведено 107 комплексных океанографических станций.Но в этом плавании был установлен еще один рекорд - рекорд судового радиообмена. Неся круглосуточную вахту, радисты «Садко» приняли и передали за время рейса 314350 слов радиограмм синоптических сводок, научных сообщений, оперативной радиосвязи и корреспонденций в 23 газеты страны, которые внимательно следили за высокоширотной экспедицией. Это означало, что в сутки радиостанция «Садко» принимала и передавала 4490 слов. Такого в практике судового радиообмена еще не было! В своих воспоминаниях Е.Н. Гиршевич пишет, что и он раньше не сталкивался с таким напряженным режимом работы. Высокую оценку ей дал начальник экспедиции на «Садко» Г.А.Ушаков, заявивший: «Поистине можно сказать, что радиорубка ледокола была сердцем всей оперативной работы экспедиции».В воспоминаниях Е.Н.Гиршевича есть описания наиболее ярких эпизодов этой экспедиции. Приведем некоторые из них.В начале рейса, после выполнения разрезов в Гренландском море, «Садко» зашел в Баренцбург на Шпицбергене для бункеровки и пополнения запасов пресной воды.И здесь, как пишет Е.Н.Гиршевич:«Жители нашей колонии в Баренцбурге встречали нас тепло, радушно и гостеприимно. Но еще теплее и душевнее провожали они нас для дальнейшего выполнения задания. На митинге преподнесли нам огромный 32-килограммовый торт с художественно выполненным на нем макетом «Садко». Заносили его на борт судна на носилках. Торт был изготовлен прославленным кулинаром Баренцбурга тов. Золотом. Он был испробован всем экипажем судна и экспедиционным научным составом».Во время экспедиции «Садко» произошла новая встреча Е.Н.Гиршевича со старым знакомым, известным полярным летчиком М.С.Бабушкиным. Они стали друзьями еще в 1926 г. на острове Моржовец, откуда Бабушкин, впервые в истории зверобойного промысла в Белом море, летал на поиск залежей тюленей. На «Садко» М.С.Бабушкин возглавлял авиагруппу, состоявшую из двух небольших самолетов-амфибий. Полеты летчиков во многом способствовали успеху экспедиции. Е.Н. Гиршевич так пишет об этом:- Вторым пилотом у Михаила Сергеевича стал Геннадий Власов. Самолеты были приспособлены как для взлета с воды, так и с ледяного поля. Летали они поочередно. Бабушкин обычно с Ушаковым и капитаном судна Н.М.Николаевым. Авиаразведка во многом помогала отыскивать более легкий проход во льдах.Радист Е.Н.Гиршевич снова отмечает привлекательные человеческие черты знаменитого летчика: «Михаил Сергеевич и тут быстро завоевал себе авторитет и большое уважение среди экипажа судна и научного экспедиционного состава как бывалый опытный летчик и как прекрасный человек. У него не было заметно, чтобы в обращении он делил людей на ранги - будь то матрос или кочегар - он всегда разговаривал со свойственной ему легкой улыбкой на лице. В свободное время он очень увлекался играми, особенно при стоянке судна во льдах. Частенько и я сражался с ним на бильярде - он все время старался добиться преимущества надо мной. Не скрою, что я играл неплохо, и соперников у меня на судне было мало».«Садко» возвратился в Архангельск 28 сентября 1935 г. В результате работы экспедиции был собран исключительно ценный и важный материал, позволивший раскрыть механизм процессов, происходящих в Полярном бассейне.Е.Н.Гиршевич оказался в родном Архангельске. Но его пребывание на берегу было недолгим. В следующем, 1936, году, ему предстояло новое плавание, вошедшее как в историю освоении Арктики, так и в историю советского Военно-Морского Флота. Это был рейс по трассе Северного морского пути на ледорезе «Литке».

С 6-7 уровней танков прокачка техники начинает требовать огромное количество опыта. Именно с этого момента становится важным выбрать правильное направление развития для экипажа. Ведь у вас не только будет время повысить его опыт до 100%, но и прокачать дополнительные умения. Сегодня мы рассмотрим такие перки, как "Радиоперехват" и "Орлиный глаз", а также их синергию.

Система умений

Перед тем как решить, какой перк лучше - "Орлиный глаз" или "Радиоперехват", необходимо внимательно изучить игру. Дело в том, что согласно системе умений в WoT, экипаж может выучить абсолютно все умения. Таким образом, выбирать "Радиоперехват" или "Орлиный глаз" нет никакого смысла. Вам надо только решить, какое из умений вам нужно раньше. При этом стоит учесть, что на каждый последующий навык необходимо в два раза больше опыта. Поэтому определение первостепенной очереди очень важно.

Также надо понимать, что эти умения не являются взаимоисключающими и их бонусы суммируются. Более того, навыки начинают работать уже после их первого процента изучения. Так что вам не нужно гнать их вперед, играя на топовых танках. Взяв данные умения последними, даже несмотря на высокие затраты опыта на изучение, вы получите неплохое преимущество перед замаскированными противниками.

Орлиный глаз

Давайте разберемся, чем отличается "Орлиный глаз" от "Радиоперехвата". Для этого достаточно прочитать описания обоих перков. "Глаз" - это умение, которым может овладеть только командир экипажа. Дает 0,02% увеличения обзора за каждый изученный процент навыка, и в сумме 2% при полном изучении.

Главным его преимуществом является повышение дальности обнаружения противника при поврежденных приборах наблюдения. До 20% при максимальной прокачке. Тут возникает дилемма по эффективности использования данного перка на различных типах машин. Но об этом мы поговорим чуть дальше.

Радиоперехват

Мы рассмотрели перк "Орлиный глаз". "Радиоперехват" похож по принципу действия, но не дает никаких дополнительных преимуществ. Изучить данный навык может только радист. Это, кстати, еще одна из причин, по которой не стоит выбирать между данными нам скиллами. При необходимости вы можете изучить их оба первыми.

В сумме "Радиоперехват" дает до 3% к дальности обзора при максимальной прокачке умения. Интересно, что данный навык является практически единственным полезным у радиста, так что вы его, скорее всего, будете изучать первым в любом случае. Также радист является одним из лучших членов экипажа для прокачки вторичных навыков. Изучив у него, например, "Ремонт" вы получите 25%-й бонус к скорости восстановления оборудования на технике с 4 людьми. Так что вам скорее придется выбирать между вторичными навыками и "Перехватом", а не "Орлиным глазом".

Легкие танки

Основная задача легких танков в игре - разведка. Получение ранних данных о противнике очень важно как для выживаемости самого ЛТ, так и для команды в целом. Для улучшения возможностей засветки врага играющим на данном виде техники нет нужды выбирать, что брать - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз". К счастью, эти два умения складывают эффекты и работают одновременно.

Минусом остается только то, что дополнительный эффект "Глаза", работающий после повреждения приборов, на легких танках бесполезен. Вас либо сразу уничтожают при попадании, либо вы остаетесь незаметной тенью и уворачиваетесь от вражеских снарядов. Но при изучении обоих навыков вы получите бонус в 5% к дальности обзора или к обнаружению противника, если обзор у вас итак максимальный и равен 445 метров.

Средние танки

С этими машинами уже немного сложнее. Вы можете участвовать в позиционных перестрелках. Прочности у вашей техники уже больше, и вы можете выдерживать критические попадания. Появляются элементы позиционной борьбы и медленного пуша фронта.

Играя на среднем танке, всё будет зависеть от модели. На быстрые и маневренные машины лучше, первым делом, изучить оба навыка, которые мы рассматриваем. На более медленные лучше будет первым взять "Шестое чувство" у командира. В целом, обнаружение противника не входит в основные задачи средних танков. Однако из-за "великого белорусского рандома" в команде могут отсутствовать ЛТ, и тогда вам придется взять на себя их роль. В таких случаях лучше будет использовать именно "Радиоперехват".

Тяжелые танки

Медленные и уязвимые, как ни странно. Разъезжая на ТТ будьте готовы к тому, что придется прятаться за укрытиями и совершать короткие "перебежки". Именно с ними вам придется выбирать, что качать раньше - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз". Что лучше выбрать?

С одной стороны, вы имеете командира. Вам потребуются навыки "Шестое чувство" и "Боевое братство". Также ему нужен "Ремонт". Однако "Орлиный глаз" станет спасением при повреждении приборов наблюдения, которые у ТТ ломаются достаточно часто. С другой стороны - радист. Ему также важны "общие" навыки - "Ремонт" и "Боевое братство", однако полезных специальных скиллов практически нет.

Таким образом, "Орлиный глаз" или "Радиоперехват" - что лучше? После прокачки всех общих умений у командира лучше будет взять "Шестое чувство", а у радиста - "Радиоперехват". Однако сразу после этого можно качать и "Глаз".

ПТ-САУ

С данным типом техники ситуация похожая. Только к общим навыкам также добавляется "Маскировка". "Радиоперехват" также изучается на один ранг раньше. С другой стороны, многие ПТ предпочитают играть "в снайперов", прячась на одном месте. Поэтому, возможность обнаружения противника еще на дальних подступах им очень важна.

Вы можете изучить оба рассматриваемых навыка первыми и ничего не потеряете от этого. Они добавят вам сразу 5% обзора, а с дополнительным оборудованием вроде "Стереотрубы" вы сможете обнаружить даже самых замаскированных противников.

САУ

На этом виде техники вам не придется решать что взять - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз". Для САУ не важна дальность собственного обзора. Она использует данные, переданные ей другими участниками сражения. Поэтому качать ей "Радиоперехват" или "Орлиный глаз" нет смысла.

Если же допустить теоретическую модель, в которой САУ сражается в городских условиях и играет роль своеобразного ПТ, то максимум, что может позволить себе владелец незадачливой машины, - это "Радиоперехват". Он дает больший бонус, в то время как "Глаз" эффективен только при повреждении модулей у техники.

Выводы

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать несколько выводов касательно того, что лучше использовать - "Радиоперехват" или "Орлиный глаз". Независимо от того, на какой машине вы играете, и какой стиль сражений предпочитаете, выгоднее брать "Радиоперехват". В первую очередь, только из-за того, что у него нет достойной альтернативы среди других навыков радиста.

"Орлиный глаз", "Радиоперехват" сколько дают характеристик? Первый гарантирует бонус в 2% при прокачке и 20% при поломке. Второй - 3%. Учитывая, что хороший танкист редко получает критические повреждения, бонус от первого навыка весьма сомнителен, и тут опять выигрывает "Перехват".

То же самое касается и скорости получения. "Перехват" прокачивается намного быстрее опять же за счет того, что у командира больше действительно полезных и эффективных навыков, которые стоит прокачать раньше.

Таким образом, подведем итог. "Орлиный глаз" или "Радиоперехват"? Что лучше? Однозначно - "Радиоперехват". Если у вас дилемма, что качать, выбирайте его, точно не прогадаете.

И особенно бесплатникам с выбором умений и навыков никак нельзя ошибиться! В статье я приведу несколько ценных рекомендаций по подбору перков на разные классы техники Мира Танков.

Наиглавнейший навык в World of Tanks!

Для начала хотелось бы сразу определиться с первым перком для командира экипажа. Это, разумеется, «Шестое чувство», которое ещё называют «лампочкой». Этот навык позволяет командиру танка почувствовать засвет, что называется, «спинным мозгом». При этом через 3 секунды с момента засвета на экране загорается лампочка. Это самый ценный перк в World of Tanks. Качать его нужно обязательно на всех танках, включая ПТ и даже АРТ-САУ.

Однако, как и все навыки, «Шестое чувство» начинает работать только после 100% изучения. Поэтому придётся либо очень долго кататься с «неработающим» первым перком, либо выбирать для командира какое-нибудь другое умение и затем, после того как первое умение прокачается до 100%, переобучить командира.

Собственно если вы донатор, рекомендуется выбрать какое-нибудь другое умение (например, «Ремонт» или «Маскировку») и затем переобучить командира. Если же у вас нет 100-200 голды на переобучение – выбирайте командиру «Шестое чувство» и ждите, пока тот не прокачает его до 100%.

Видеогайд по подбору перков от IsoPanzer

Видеогайд по подбору перков от VSPISHKA

Общая субъективная характеристика разных умений и навыков в World of Tanks

Ниже приведена общая характеристика умений и навыков. Обращаю ваше внимание, что характеристика субъективна. Моё мнение может не совпадать с вашим субъективным мнением. Также следует помнить, что умения действуют в World of Tanks по мере изучения, тогда как навыки начинают действовать только после 100% изучения (обычно рекомендуется изучать умения, а потом – сбрасывать умения и обучать экипаж танка новым навыкам). Будьте внимательны!

Обзор умений и навыков Мира Танков

Общие умения и навыки

Ремонт: наипервейшее умение для экипажей тяжёлых и средних танков, позволяет быстрее ремонтировать внутренние и внешние модули, особенно актуально при ремонте сбитых гусениц.

Следует помнить, что умение «Ремонт» считается как среднее по экипажу, т.е. чтобы получить ремонт 100% нужно его полностью прокачать всем членам экипажа. Так, если прокачать «Ремонт» Наводчику, Механику-водителю и Заряжающему, а Командиру танка прокачать «лампочку», то средний по экипажу показатель ремонта будет равен 75%.

Аналогичным образом работают такие умения как «Маскировка» и «Пожаротушение».

Маскировка: наипервейшее умение для экипажей лёгких танков и небольших ПТ-САУ. Считается как среднее по экипажу.

Пожаротушение: выкачивается на тяжёлых и средних танках по остаточному принципу. Считается как среднее по экипажу.

Боевое братство: навык повышает характеристики экипажа на 5%, тем самым повышая характеристики танка на 2,5%. Обычно выкачивается на танках для снижения времени перезарядки орудия и повышения темпа стрельбы. Рекомендуется использовать вместе с оборудованием «Вентилятор» (который даёт ещё 2,5% к характеристикам танка). Обратите внимание, что этот навык начинает действовать, только если он выкачан на 100% у всех без исключения членов экипажа.

Умения и навыки Командира танка

Наставник: в меру бесполезное умение, дающее бонусный опыт другим членам экипажа танка (т.е. при 100% умения самому «отсталому» члену экипажа танка начисляется опыт = заработанному за бой опыту). Полезно на танках с небольшим экипажем (типа МС-1 или ELC AMX), т.к. позволяет заметно ускорить прокачку экипажа. Однако поскольку у Командира итак полно полезных перков, в целом брать не рекомендуется.

Орлиный глаз: имеет смысл брать для светляков с высоким обзором. На танки с низким обзором брать вообще не рекомендуется.

Мастер на все руки: по описанию практически имба, по факту – ни о чём. Хотите – убедитесь в этом сами.

Эксперт: нафиг не нужный навык.

Шестое чувство: самый полезный, наипервейший навык в World of Tanks.

Умения и навыки Радиста

Радист на высокоуровневой технике практически нигде не встречается в чистом виде. Обычно эту специализацию совмещает Командир танка.

Радиоперехват: действие аналогично «Орлиному глазу» Командира танка. Рекомендации также аналогичные. Кстати, это единственное действительно полезное умение у Радиста.

Из последний сил: в теории этот навык даёт шанс получить немного опыта и кредитов за нанесение урона и уничтожение вражеских танков по вашему засвету. На практике – ни о чём.

Изобретатель и Ретранслятор: – ни о чём.

Умения и навыки Наводчика

Плавный поворот башни: уменьшает разброс при повороте башни, имеет смысл брать на все танки без исключения, включая безбашенные ПТ-САУ и АРТ-САУ. У них уменьшается разброс при изменении угла горизонтальной наводки орудия. Очень полезное умение.

Мастер-оружейник: практически всегда наводчику можно прокачать какие-нибудь другие, более полезные умения или навыки. А так, довольно полезное умение.

Снайпер: буквально на несколько процентов увеличивает вероятность крита модуля или экипажа. Начинает действовать только после 100% обучения, т.е. на этот навык придётся наводчика переобучать! В целом, ни о чём.

Злопамятный: учитывая, что в игре можно вполне эффективно стрелять блайндшотами (т.е. без засвета по известным координатам вышедшего из засвета танка), навык вряд ли можно отнести к действительно полезным. К тому же, как и любой навык, он начинает действовать только после 100% обучения.

Умения и навыки Механика-водителя

Король бездорожья: увеличивает скорость движения по слабым грунтам. Полезное умение. В первую очередь имеет смысл брать на лёгкие и средние танки.

Виртуоз: увеличивает скорость поворота танка. Полезное умение. В первую очередь имеет смысл брать на ПТ и АРТ-САУ.

Плавный ход: уменьшает разброс при стрельбе на ходу. Очень полезное умение для лёгких и средних танков, которым на роду написано стрелять на ходу.

Мастер тарана: очень полезное умение для танков, обладающих большой массой и хорошей динамикой (или хотя бы высокой скоростью при движении с горки, как КВ-5).

Чистота и порядок: уменьшает вероятность возгорания двигателя. Must have на танках с передним расположением трансмиссии / двигателя.

Навыки Заряжающего

Все навыки заряжающего (как, впрочем, и любые другие навыки) действуют только после их 100% изучения, что заметно снижает их ценность. Будьте внимательны! Имеет смысл выбрать какой-нибудь из навыков в том случае, если вы всё-равно будете ставить вторым перком «Боевое братство» и переучивать экипаж. Тогда первым перком можно взять один из нижеследующих навыков. Впрочем, их ценность довольно сомнительна в любом случае.

Интуиция: имеет смысл брать разве что четвёртым или пятым навыком, да и то, если вы часто пользуетесь голдовыми боеприпасами.

Отчаянный: ускоряет перезарядку орудия, если у танка остаётся менее 10% прочности. Неплохой навык, если его брать по остаточному принципу.

Бесконтактная боеукладка: увеличивает х.п. внутреннего модуля «Боеукладка». Имеет смысл брать на танки по остаточному принципу, да и то, только если у этого танка действительно часто критуется боеукладка.

Выбор умений для экипажей лёгких танков

Лёгким танкам, имеющим одинаково малую заметность в неподвижном состоянии и в движении, нужно качать «Маскировку». Именно это умение, и никакое другое, следует выбирать первым для лёгких танков.

Брать первым умением «Ремонт» не имеет смысла: лёгкие танки не имеют хорошей брони и много х.п., кроме того, у них легко критуются внутренние модули и экипаж. Сбитую гусеницу лучше чинить ремкомплектом, а никак не «Ремонтом».

После выкачивания «Маскировки» командира имеет смысл переобучить на «Шестое чувство» и снова начать качать «Маскировку». Ну а третьим умением можно выбрать «Орлиный глаз», который увеличивает дальность обзора.

  • Командир: Шестое чувство, Маскировка, Орлиный глаз, Ремонт
  • Наводчик: Маскировка, Плавный поворот башни, Ремонт
  • Механик-водитель: Маскировка, Король бездорожья, Виртуоз, Плавный ход, Ремонт
  • Радист: Маскировка, Радиоперехват, Ремонт
  • Заряжающий: Маскировка, Ремонт

Выбор умений для экипажей средних танков

Далее, можно переобучить экипаж танка на «Боевое братство» (всё-таки, командиру лучше взять первым перком «Шестое чувство», т.е. переобучение лучше проводить, когда у экипажа танка полностью выкачан второй перк). Либо прокачивать отдельные умения вроде «Плавного поворота башни» и «Плавного хода».

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Ремонт, Маскировка, Орлиный глаз
  • Наводчик: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Плавный ход, Король бездорожья, Виртуоз
  • Радист: Ремонт, (Боевое братство), Маскировка, Радиоперехват
  • Заряжающий: Ремонт (Боевое братство), Маскировка

Выбор умений для экипажей тяжёлых танков

Тяжёлые танки в плане прокачки умений и навыков мало отличаются от средних. Основное отличие в размере танков – поскольку тяжёлые танки, как правило, крупнее средних, а их орудия в массе своей снабжены дульными тормозами, брать на них «Маскировку» часто не имеет смысла. Как и средним танкам, тяжам рекомендуется прокачивать в первую очередь «Ремонт». Далее, после открытия третьего перка экипаж можно переобучить на «Боевое братство».

Если танк часто горит, имеет смысл взять «Пожаротушение», или подождать, пока в игре появятся голдовые «Автоматические огнетушители» за серебро.

Если танк имеет переднее расположение трансмиссии / двигателя, механику-водителю следует выкачать «Чистоту и порядок».

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Ремонт, Орлиный глаз
  • Наводчик: Ремонт, (Боевое братство), Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Ремонт, (Боевое братство), Король бездорожья, Виртуоз
  • Радист: Ремонт, (Боевое братство), Радиоперехват, Маскировка или Пожаротушение.
  • Заряжающий: Ремонт, (Боевое братство), (Маскировка, Пожаротушение, или любой из доступных специальных навыков)

Получается, что экипажи тяжёлых танков и учить то особо нечему?! Получается – да! Т.е. из действительно полезных навыков следует выбрать те, которые выше. Так что я, всё-таки, рекомендую не пренебрегать навыком «Боевое Братство». Остальные перки – по вкусу.

Выбор умений для экипажей ПТ-САУ

Если ПТ-САУ достаточно компактная, первым перком имеет смысл брать «Маскировку» и сидеть в кустах. Если монстроузная, вроде Фердинанда, имеет смысл брать «Ремонт» и танковать. Вообще, даже «фердинандообразным» ПТ-САУ имеет смысл прокачивать «Маскировку», ведь ПТ-САУ имеют классовый бонус к незаметности в неподвижном состоянии.

Ремонт даже для «малозаметных» ПТ-САУ имеет смысл качать в любом случае, например, вторым перком (или третьим, если качать «Боевое братство»). Т.е. для обычных ПТ-САУ первым перком берём «Маскировку», затем «Ремонт», переучиваем (или нет) экипаж на «Боевое братство» и опять берём «Ремонт».

Для огромных тяжело бронированных ПТ-САУ можно взять «Ремонт», затем «Маскировку», переобучить экипаж на «Боевое братство» и снова начать прокачивать «Маскировку». Вот и вся разница.

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Маскировка, Ремонт, Орлиный глаз
  • Наводчик: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Виртуоз, Король бездорожья
  • Радист: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт, Радиоперехват
  • Заряжающий: Маскировка, (Боевое братство), Ремонт

Выбор умений для экипажей АРТ-САУ

Первым перком имеет смысл брать «Маскировку». Командиру в любом случае имеет смысл качать «Шестое чувство», даже на АРТ-САУ «лампочка» даёт вполне ощутимое преимущество. «Ремонт» на АРТ-САУ можно вообще не качать.

  • Командир: Шестое чувство, (Боевое братство), Маскировка
  • Наводчик: Маскировка, (Боевое братство), Плавный поворот башни
  • Механик-водитель: Маскировка, (Боевое братство), Виртуоз, Король бездорожья
  • Радист: Маскировка, (Боевое братство), Радиоперехват
  • Заряжающий: Маскировка, (Боевое братство)

Мини-FAQ по умениям и навыкам в World of Tanks

Вопрос: будет ли навык «Шестое чувство» работать, если я пересажу командира на новый танк, и он потеряет 10% (или даже 20%) основной специальности?
Ответ: невероятно, но факт – будет!

Памятная доска, увековечившая имена учеников 10А класса 1941 года выпуска, ушедших со своим учителем на фронт, открылась в субботу в московской школе №188.

Эту школу окончила Александра Ивановна Анисимова, ушедшая в 17 лет на фронт радисткой-партизанкой и ставшая впоследствии прототипом радистки Кэт из романа Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны". Ее судьба во многом вдохновила школьный коллектив на создание музея Боевой Славы радистов-партизан, единственного в России и, возможно, в мире.

Найти и восстановить имена добровольцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, помогали все учащиеся школы, рассказала корреспонденту ТАСС руководитель структурного подразделения №188 образовательного комплекса №1501 Татьяна Словак.

"У нас уже есть одна доска памяти: на ней имена воспитанников школы разных лет, погибших на войне, о которых мы смогли найти сведения. На доске, которую мы открываем сегодня, выбиты фамилии выпускников 10А класса 1941 года выпуска. В этом году у нас шел специальный проект, в рамках которого мы искали все, что можно найти о выпуске 1941 года. В нем участвовали все наши ученики 5-11 классов. Последняя дата, когда упоминается наш выпускник 1941 года, - это 1943 год. Его одноклассники погибли раньше, в 1941-1942 годах", - сказала Словак.

Никто не забыт

Поиск сведений о выпуске 1941 года начался с идеи создания музея школы.

И одним из тех, кто согласился помочь, стал ученик того самого 10А 1941 года выпуска Виктор Евгеньевич Титов. Он и его одноклассница, ставшая затем супругой, Маргарита Сергеевна, рассказали то, что помнили о своих школьных товарищах. По словам директора школы №188 Татьяны Словак, поиск сведений проходил непросто, с запросами в архив, командировками, в ходе которых были найдены места захоронения нескольких учеников 10А. "Осенью мы хотим съездить на братскую могилу и места перезахоронения некоторых наших выпускников", - отметила Словак.

Открытие мемориальной доски было приурочено к 80-летию учебного заведения. История школы, открывшейся в доме №14 в 3-м Самотечном переулке в 1936 году, неразрывно связана с судьбами многих участников Великой Отечественной войны, ее учителей и учеников.

Радистам-партизанам посвящается

"Музей открылся в 1977 году. Все радисты-партизаны были страшно засекречены. Невозможно было найти никакой информации. Они выполняли специальные задания в Молдавии, Прибалтике, Чехословакии, и никому, даже уже после войны, ни в коем случае ничего нельзя было рассказывать. Мы собирали материалы с 1973 года. В 1976 году у нас впервые в гостях были ветераны, а в 1977 году музей открылся официально", - рассказала выпускница школы №188, учитель физики, математики и астрономии, директор школы в 1984-2008 годах Инна Виноградова.

Экспозиция музея располагается в небольшом кабинете на первом этаже школы. Однако коллекция музея уже давно не умещается в одной комнате, рассказывает директор школы Татьяна Словак. На стенах стенды с черно-белыми фотографиями радистов и их командиров, в витринах фронтовые письма, боевые награды, книги, личные вещи бойцов невидимого фронта.

"Каски, предметы военного быта и амуниции, награды, снаряды, боевое оружие, а самое главное - динамик и портативная радиостанция "Белка" - подлинные. Наши ребята привозили их из своих экспедиций по местам боевой славы, из Подмосковья, Белоруссии", - продолжает нашу мини-экскурсию директор школы.

В музее проходят уроки, ребята выполняют задания, связанные с историей своей семьи и Великой Отечественной войны. "У нас был конкурс боевых листков. Ученики находили разную информацию и о партизанах, и о местах боев, находили письма своих прабабушек и прадедушек, и эти письма в своих работах использовали", - говорит Словак.

Вот так встреча!

Ученики то и дело заходят в музей - подготовка к торжеству в честь юбилея школы идет полным ходом. Некоторые нет-нет да и остановятся посмотреть на хрупкую седовласую женщину, которая беседует с одним из преподавателей в центре комнаты. Ее зовут Мария Петровна Колмогорова, и она радистка-партизанка.

"Мы 40 лет отдали этому музею. Здесь каждый год кипела такая работа. В музее хранится и мой "Северок" - приемник и передатчик, с помощью которого я устанавливала связь отряда со штабом партизанского движения", - рассказывает Мария Петровна.

Как получилось, что вы стали радисткой-партизанкой?

Мне было 16 лет, когда началась война. Я уже училась на чертеже-конструкторских курсах на улице 25 октября, сейчас это Никольская. Еще я работала на заводе "Красный пролетарий". Была там грузчиком. Два года грузила снаряды для фронта. Один ящик - с двумя минами - весил 32 кг. Надо было быстро загрузить маленький вагон в 700 ящиков. Когда погибла Зоя Космодемьянская (в ноябре 1941 года), Сталин сказал ширить партизанское движение. А мы же были патриоты. И вот я работала на заводе с 8 утра до 8 вечера, а потом ехала на ул. 25 октября, где была школа ДОСААФ и мы там учились на курсах радистов. А потом к нам приехал из саратовской школы майор Богомолов. Отбирали для обучения связистов. Так я попала в Саратов в спецшколу УШПД (Украинского штаба партизанского движения), которая была эвакуирована из Краснодона (города в Луганской области на Украине). Там мы всему и научились - и стреляли, и шалаши строили.

А где вы выполняли задания?

Я участвовала в трех заданиях. Первое - в Карпатах в Румынии. Нас разбили тогда, и я пять суток бродила одна, "спасала рацию любимую мою". Второе - из штаба партизанского движения при 2-м Украинском фронте нас распределяли в отряды и соединения, кого куда. И третье - в Чехословакии. Мы же ведь и техники, и шифровальщики, и радисты. Раньше, когда война только началась, посылали троих, и кто-то всегда погибал. Поэтому мы были три в одном. Я и техник, у меня все работало, и шифровальщик, знала секреты только я, командир не знал, он дает мне, а уж шифрую я. И радист.

Страшно было?

Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. Вот линия фронта, обстрел идет, и все живые. А потом оттуда минометами, и отсюда, и одна кровь, все погибли. Я как раз на связи была, у меня две лошади, Машка и Васька, которые возили радиостанции и питание для них. И когда мы стали выезжать, впереди нас взорвался снаряд, мы только проскочили, и сзади нас взрыв. А я живая. Судьба.

(Листаем альбом с фотографиями, вдруг на странице - фото рядом со зданием ТАСС на Тверском бульваре)

Откуда у вас эта фотография?
- А я работала в ИТАР-ТАСС.
- Как? Вы из ТАСС?
- Да.
- И мы из ТАСС.
- Вот так встреча! Родные люди!
- Когда вы работали в агентстве?

С 1957 и до 1986 года. После того как моего мужа, военного, при Хрущеве сократили, мы с ним вернулись из Алексина, где он служил, в Москву. И я узнаю, что кое-какие партизаны в ТАСС работают. Так я и попала в агентство. Работала связисткой. Побывала и в Финляндии, и в Индии, и во Франции. Столько всего видела, спасибо.
- Вам спасибо.

ТАССу привет передавайте!
- Обязательно передадим.

Тут Мария Петровна вновь заулыбалась. В музей вошла ее подруга и соратница по партизанскому движению Маргарита Павловна Калашникова, а затем и и Дмитрий Васильевич Кузнецов, с которым Колмогорова училась сначала в Москве, потом в Саратове и прошла всю войну. "Так он не только радист, но и сапер", - сказала она.

"Мы доказали, что к радистам-партизанам нужно относиться с тем же уважением, что и к другим ветеранам войны", - подчеркнула куратор музея Инна Виноградова. Она добавила, что в 1977-1980-х годах в школу №188 приезжали ежегодно со всего Советского союза около 500-800 радистов-партизан.

Произошло это осенью 1992 года. Как-то поздно вечером в спальне американского писателя Марка Маки зазвонил телефон. Писатель снял трубку и, услыхав знакомый голос, крайне удивился. С ним говорил Ридив, который… умер еще в 1974 году. Ридив на протяжении всей жизни занимался радиотехникой и считался признанным специалистом в области звукозаписывающих устройств.
Он сказал Марку, что ему удалось установить прочную связь с Американским континентом и теперь он может чаще общаться с писателем, которого хорошо знал при жизни. И действительно, с того времени звонки из мира мертвых, в доме Маки раздавались нередко. Как видно, этот случай, побудил писателя в 1995 году основать «Союз исследователей продолжающейся жизни», в который вошли десяток радиотехников.

В первый раз непонятные голоса услыхал в 1921 году знаменитый Гульельмо Маркони на своей яхте в Средиземном море. Его считают создателем первого радиоприемника в Европе. Маркони всегда любил заниматься изобретательством и везде возил с собой различную радиоаппаратуру. Благодаря чему он и услыхал так поразившие его голоса, которые явно были неземного происхождения. До самой смерти (1937 год), Маркони тайно работал над созданием радиоприборов, способных принимать информацию из прошлого.
Опыты подобного рода начиная с 1923 года ставил и американец Томас Эдисон – известный радиоинженер. Он полагал, что есть определенные частоты, на которых можно общаться .

Увеличение чувствительности радиоприемников дало возможность большему числу людей слышать в эфире странные звуки. В 1934–1935 годах таинственные голоса ловили радисты шведской военной контрразведки. Они тогда решили, что это закодированные переговоры германской агентуры с подводными лодками. Позднее выяснилось, что никаких немецких подлодок в то время у берегов Швеции не находилось. Однако просочившаяся информация о загадочных явлениях вызвала интерес у шведского художника и писателя Фридриха Юргенсена. Он до такой степени увлекся идеей получения информации о потустороннем мире, что, основательно изучив радиодело, впервые записал на пленку эти таинственные звуки и начал исследование того, что он назвал «феноменом электронных голосов».

Занимался изучением потусторонних звуков и Ридив, который записал на пленку около 70 000 загадочных голосов, которые порой даже вели между собой диалоги. Весьма часто язык, на котором велись диалоги, не могли расшифровать даже полиглоты. Поэтому ученые сделали предположение, что эти речи просто-напросто зашифрованы. В особенности активно усопшие начали вторгаться в область электронных средств массовой информации начиная с 1979 года. Послания от мертвых приходили на факсы, их голоса звучали в мобильных телефонах, их находили в компьютерных сетях, могли появиться на телеэкранах.

Для объяснения этих феноменов ученые выдвинули ряд гипотез, к примеру, что находящиеся в околоземном пространстве людские души общаются между собой на определенных радиочастотах. А поскольку эти частоты постоянно меняются, зафиксировать их довольно проблематично. Но такая гипотеза не нашла пока серьезных подтверждений, и ученые по-прежнему продолжают ломать головы над загадочным феноменом «электронных голосов»…
Кроме голосов из приемников духи умерших подчас демонстрируют себя и на экранах телевизоров.

«Это произошло 6 февраля 1990 года, – пишет Е. Никифорова из Новороссийска. – Я смотрела телевизор. Внезапно экран покрылся полосами, а после на нем появилось мужское лицо – как бы в дымке. Оно было неподвижно, что-то наподобие фотографии. Я всмотрелся в него и закричала от ужаса. С экрана на меня в упор смотрел мой брат Миша, скончавшийся в 1985 году. Через несколько секунд по экрану снова побежали полосы, а после телевизор вновь начал нормально работать».
А в 1990 году телезрители Люксембурга даже смогли увидеть многосерийный документальный фильм, посвященный фотографиям призраков. В нем, в частности, было показано 5 фотографий «духов», которые появлялись на экранах телевизоров. И вот как-то раз во время демонстрации одной из серий на телеэкране появилось неподвижное лицо симпатичной девушки. Хозяин телевизора вовремя воспользовался фотоаппаратом, сфотографировал изображение и передал снимок в полицию. Чуть позже фотографию этой девушки, опубликованную за несколько лет до этого случая в местной газете, нашли в архиве. Текстовое сопровождение снимка гласило, что девушка вышла однажды из своего дома и не возвратилась.
Когда создатели фильма продемонстрировали старую газету с напечатанной в ней фотографией и изображение, появившееся на экране телевизора, вряд ли у кого возникло сомнение в идентичности обоих лиц…