Конспект открытого занятия по познавательному развитию (фэмп) в старшей группе «волшебная страна математика. Конспект нод по познавательному развитию (фэмп) в старшей группе Развивающая игра «На дне морском»

Название: Занятие по познавательному развитию(ФЭМП) в старшей группе по теме: «Ёжики».
Номинация: Детский сад, Конспект занятия, математика, старшая группа, дети от 5 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск

Занятие по познавательному развитию (ФЭМП), закрепление счета до 3. Старшая группа по теме: «Ёжики».
Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) .

Меркулова Елена Александровна воспитатель 1 квалификационной категории МБОУ СОШ № 196 ДО «Здоровячок».

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, конструктивная, изобразительная.

Цель деятельности воспитателя: закрепление счета до 3, расширение представления детей об окружающем мире; развивать сенсорное восприятие, развивать художественное восприятие, формировать умение работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы: проявляет интерес к познавательной деятельности; активен при выполнении целенаправленных движений; принимает активное участие в продуктивной деятельности, выполняя аппликацию.

Материалы и оборудование: 3 ёжика, изображение яблони с яблоками, 2 корзины, шарики и кубики из конструктор «Крепость», 3 гимнастические ребристые дорожки, изображения ёжика, клей карандаш, цветные кружочки по 5цветов на каждого ребенка

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Становись скорее в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Вы, направо посмотрите,

И друг другу улыбнитесь!

Повернитесь теперь влево,

Улыбайтесь другу смело!

Воспитатель: ребята, теперь я думаю, мы готовы к работе. К нам сегодня пришли гости, а кто это – вы угадаете сами. Вы согласны?

  1. Основная часть

Воспитатель:

Шубка - иголки.

Свернётся он - колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)

Воспитатель: правильно, ребята, а ёжик к нам пришел не один, а с друзьями. Давайте посчитаем, сколько ёжиков пришло к нам в гости. Один, два, три.

Воспитатель: ребята, ёжики приглашают нас в путешествие. А вы согласны отправится в путешествие?

Воспитатель: У нас с вами 3 гостя, 3 ёжика. У каждого ёжика своя дорога. Сколько у нас впереди дорог, как вы думаете?

Воспитатель: первый ёжик зовет нас идти по первой дороге в лес. Пойдем?

Дети идут по гимнастической ребристой дорожке. Дети, подходят к изображению яблони, с яблоками.

Воспитатель: ребята первый ёжик привел нас к яблоне, а как вы думаете почему?

Воспитатель: ребята, посмотрите, а на какую геометрическую фигуру похоже яблоко?

Воспитатель: вы думаете, на круг. А почему вы так решили?

Воспитатель: ребята, действительно яблоко похоже на круг, потому, что оно круглое. Молодцы. Второй ёжик приглашает нас на свою, вторую дорожку. Пойдем?

Дети идут по гимнастической ребристой дорожке. И выходят в центр группы.

Воспитатель: Ребята, ёжик привел нас на полянку и хочет попросить нас поиграть с ним. Вы согласны?

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Для игры нужны 2 корзины, шарики и кубики (из конструктора «Крепость»)

Подвижная игра «Яблочки – листочки»

Шарики – это яблоки, кубики – листочки. По центру группы разбросаны кубики и шарики. По команде одна команда собирает яблоки и складывает в свою корзину. А другая команда собирает листочки и складывает в свою корзину. По окончанию проверяют, правильно ли дети выполнили, инструкцию.

Воспитатель: ребята вы молодцы! Давайте посчитаем.

Воспитатель: правильно, один, два. Ребята, давайте посчитаем вместе. Один, два. А сколько дорог мы прошли?

Воспитатель: правильно, ребята давайте посчитаем вместе.

Воспитатель: ребята, вы хотите узнать, куда нас приглашает третий ёжик?

Воспитатель: ну тогда идем по третьей дороге?

Дети идут по гимнастической ребристой дорожке. И подходят к столу. На столе лежат листы с изображением ёжика(для каждого ребенка), клей карандаш, цветные кружочка (как минимум 5 цветов).

Воспитатель: ребята, у наших ёжиков много друзей. И ёжик хочет, чтобы мы помогли ему сделать подарки для его друзей. Поможем ёжику.

Воспитатель: ребята мы будем делать аппликацию. У нас с вами есть ёжики и яблочки. Но у нашей аппликации есть правило. Я хочу, чтобы вы мне ответили, сколько ёжиков к нам пришло в гости?

Воспитатель: ребята, а сколько дорог мы с вами прошли?

Воспитатель: ребята, мы сегодня будем приклеивать яблочки на ёжиков. А как вы думаете, сколько яблочек нужно приклеить? Сколько гостей к нам пришло, сколько дорог мы сегодня прошли?

Аппликация.

  1. Рефлексия.

Выставка работ.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на наши работы. Как вы думаете, кто справился с заданием?

Воспитатель: а кто не справился с заданием?

Воспитатель: а как вы думаете почему, кто-то сделал задание не правильно? Сколько яблочек нужно было приклеить? А почему?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида второй категории №1 «Родничок»

НОД в области «Познавательное развитие. ФЭМП»

в старшей группе

Тема: «Сказки в гости к нам пришли»

Подготовила:

воспитатель

НОД в старшей группе в области «Познавательное развитие. ФЭМП»

Тема: «Сказки в гости к нам пришли»

Цель: формировать элементарные математические представления по средством жанра «сказка» у детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные

1.Отрабатывать навык счёта чисел от 1 до 7; закреплять способ образования чисел от 1 до 7;закреплять умение сравнивать числа при помощи дидактического пособия "Палочки Кюизенера".

2. Закреплять знания о геометрических фигурах, цвете, соотношение геометрических фигур с предметами окружающей действительности.

Развивающие

1. Развивать способности к моделированию и конструированию

2. Развивать словесно-логическое мышление

3. Развивать пространственные отношения (слева, справа, вверх, вниз, выше, ниже)

4. Развивать внимание, воображение, память.

Воспитывающие

1. Прививать детям веру в силу добра и справедливости.

2. Воспитывать нравственность, любовь и сострадание к ближнему.

Предварительная работа.

Просматривание мультфильмов и прочитывание сказок «Под грибом», «Волк и семеро козлят», «Каша из топора», «Простоквашино. Клад», «Маша и медведь», «Винни-Пух и его друзья». Аппликация «Грибы». Театрализация сказки «Под грибом».

Демонстрационный материал:

Дидактическое панно сказка «Волк и семеро козлят», презентация «Сказки в гости к нам пришли». Карта кота Матроскина «Клад», атрибуты для инсценировки сказки «Суп из фигур» или «Каша из топора» (кастрюля, овощи, фигуры, хлеб, ложка)

Индивидуальный счётный материал:

Палочки Кюизенера, два гриба, схема «Заяц», карандаш, фишка «Кот Матроскин», карта «Клад».

Оборудование:

Дерево-экран, проектор, ноутбук с аудиозаписью «Маша и медведь. Зарядка»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети входят в зал, обращают внимание на гостей.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, к нам в гости пришли сказочные герои, давайте с ними поздороваемся. (здороваются)

(вбегает опоздавший Винни-Пух)

Винни: - Ой, ой, ой… извините, что я опоздал.

Восп.: - ничего, ничего. Проходи и присаживайся к гостям. (проходит напевая кричалку «Кто ходит в гости по утрам…»

Восп. : А вы узнали этого героя? (Винни-Пух) Из какой он сказки? («Винни-Пух и его друзья»)

Восп. : - Ребята, вам нравятся сказки? (да)

Мы сегодня будем путешествовать по сказкам и встретимся с некоторыми героями. А поможет нам в этом дерево-сказок. Посмотрите какое красивое, а что там красуется под деревом? (гриб)

2. Палочки Кюизенера

А вы знаете сказку про гриб? («Под грибом» В. Сутеева)

Давайте сядем на свои стульчики и вспомним всех героев этой сказки.

Перед вами гриб. Вспомните, кто к грибу пришёл первым? (муравей). Найдите в корзинке палочку которая соответствует числу один и положите её справа от гриба. Какого она цвета? (белая).

Кто пришёл вторым? (бабочка) Найдите палочку которая соответствует числу два и положите следом за белой палочкой. Какого она цвета? (розовая)

Кто пришёл третьим? (мышка)…(голубая)

Кто пришёл четвёртым? (воробей) … (красная)

Кто пришёл пятым? (заяц) … (жёлтая)

Ребята, а когда заяц пришёл, гриб каким стал? (большим) Почему? (вырос под дождём) Замените маленький гриб на большой. (мал. убрали в корзинку)

А кто пришёл к грибочку пятым? (Заяц) Почему он решил спрятаться под гриб? (от дождя, от лисы). А лиса какая по сравнению со всеми героями? (большая) А шёрстка у неё каким цветом? (рыжая) Давайте найдём самую длинную рыжую палочку и положим её слева от грибка.

Уберите все палочки в корзинки. Посмотрите у меня в руках схема. Кто это на схеме? (заяц). Положите перед собой схему зайца и выложите на столе такого же зайца палочками, правильно подбирая по цвету и размеру.

Молодцы. Уберите палочки и гриб в корзинку.

Как вы думаете кто помог зайчику? (гриб, все…)

Давайте, подойдём к нашему дереву-сказок и оно нам покажет отрывок из этой сказки… (презентация «В гостях у сказки. Слайд 2»)

3. Физминутка. (аудиозапись «Маша и медведь. Зарядка»)

А теперь всем предлагаю превратиться в зайчиков и энергично подвигаться.

Кто нам пел про весёлую зарядку? (Маша) Из какой сказки? (Маша и медведь)

(садятся на стульчики)

4.Сценка «Суп из фигур». (Воспитатель одевает платок, фартук, очки, ставит стол с кастрюлей и ложкой. Под музыку входит солдат)

Солдат: - Здравствуй, бабуля!

Бабка: - Здравствуй, служивый. Зачем пожаловал?

С: - Да вот, проголодался в дороге, есть что у тебя поесть?

Б: - Нет, родимый, сама голодная… одна вода в кастрюле.

С: - Тогда я суп сварю из фигур.

Б: - Как так из фигур?

С: - Сейчас увидишь… (Достаёт из своего мешочка фигуру)

С: (детям) - Какая фигура? (овал) Какого цвета? (коричневого). Вот сейчас бы чего-нибудь похожего и съедобного в суп добавить…

Б: (детям) - А что это съедобное овальное и коричневое для супа подойдёт? (картофель). Да, есть, есть у меня картофель, сейчас подам…(достаёт спрятанную картофелину и даёт солдату, солдат кладёт в кастрюлю)

(по такому примеру обыгрываются все фигуры: оранжевый треугольник – морковь, красный круг – помидор, фиолетовый овал – баклажан, зелёный большой круг – капуста, бордовый круг – свёкла, коричневый прямоугольник – буханка)

С: - Ох, супец, ароматный. Какая у меня фигура осталась? (прямоугольник) Какого цвета? (коричневый). А с чем суп едят? (с хлебом)

Б: - И хлеб у меня есть. (подаёт солдату, солдат ест, накрывает крышкой, благодарит, прощается и уходит под музыку. Воспитатель быстро переодевается)

Восп. : - Ребята, вам понравилась сказка? (да) Что варил солдат сейчас? (суп) Из чего хотел сварить варить? (из фигур) На какую сказку похожа эта сказка? («Каша из топора») Кто написал? (народ. русская нар. сказка)

Давайте подойдём к нашему дереву-сказок и оно нам покажет отрывок из этой сказки. (смотрят)

Дерево-сказок, покажи нам ещё один отрывок из сказки, а вы, ребята, скажите мне потом, что это за сказка. (смотрят. «Волк и семеро козлят») Кто написал? (русская народная сказка)

5. Панно «Коза и козлята» . Математическая сказка. - А хотите я вам расскажу, какая ещё приключилась история с козой и козлятами. (хотим) Предлагаю полукругом сесть вам на ковёр у панно.

Жила-была коза и было у неё семь козлят. В один солнечный день, когда коза гуляла со своими козлятами набежала туча, спрятала солнце и стало темно. Козлята испугались и спрятались кто куда. Два козлёнка под елью спрятались, три под кустом притаились, а ещё двое под клёном укрылись. Стала коза их искать. Вдруг увидела ёжика и спросила его:

К – Ёжик, ты не видел моих козлят? (Видел, скажу где они, но сначала помоги мне сосчитать мои грибочки. Два впереди и один позади)

Ёжик поблагодарил козу и сказал, что два козлёнка спрятались под елью. Коза позвала их и они к ней прискакали. Пошла коза искать остальных козлят и по дороге встретила белочку.

К – Белочка, ты не видела где мои козлятки спрятались? (Видела, скажу где они, но сначала помоги мне…мне нужно 6 орешков, а я только 5орешков нашла, сколько мне ещё нужно найти?)

(Даша, помоги козе… сколько орешков белочка должна ещё найти чтобы получилось 6? (1) Почему? (6 это 5 и 1)

(Никита, где орешек искать? (под елью). Положи белочке на пенёк и давайте пересчитаем орешки. (6)

Белочка поблагодарила козу и сказала, что три её козлёнка спрятались под кустом. Коза позвала их и они к ней прискакали.

(Нина, сколько всего козлят нашла коза? (2 и 3 будет 5 или пересчитав)

Коза пошла искать оставшихся козлят и по дороге встретила двух зайцев с большой корзиной морковок.

К – Зайчики, вы не видели где мои два козлёнка спрятались? (Видели, скажем где они, но сначала помоги нам разделить все морковки каждому поровну.)

(Лёша, подойди к корзине. Как ты разделишь? (буду давать по одной). Сколько у этого зайца? (2). А у другого? (2) Одинаково? (да).

Поблагодарили зайцы козу и сказали, что два её козлёнка спрятались под клёном. Коза позвала их и они к ней прискакали.

(Ребята, сколько козлят нашла коза? (7) Всех нашла? (всех).

6. Кот Матроскин. Коза довольная хотела уже идти домой, как вдруг навстречу ей выпрыгнул кот и жалобно стал просить о помощи. (Вот коза я вижу ты всем помогаешь, помоги и мне. Я клад свой зарыл под деревом каким-то, а разобраться в карте не могу, где право и лево не знаю).

Ребята, кто узнал кота? (Кот Матроскин) Поможем коту? (да) А дерево сказок поможет нам увеличить карту. (карта на экране и на магнитной доске)

Садитесь на стульчики и положите перед собой листы «карта», фишку кот Матроскин поставьте на красный овал.(Аня выполняет на магнитной доске) Следуйте моей инструкции:

1. Сделайте три шага вверх

2. Сделайте два шага вправо

3. Сделайте два шага вверх. Здесь клад!

Ребята, у какого дерева кот зарыл клад? (У ели)

Теперь кот Матроскин по вашим картам узнает под каким деревом его клад.

Кто знает из какой сказки он к нам пришёл? (Простоквашино)

Верно. Давайте, подойдём к дереву-сказок поближе и посмотрим отрывок из этой сказки. (смотрят).

Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам? (да)

Какие сказки к нам в гости приходили? (перечисляют)

Саша, тебе какая сказка больше всего понравилась?...

А вы ребята, молодцы, что не бросили сказочных героев в беде и помогли им. Спасибо. Вы хотели бы поиграть с нашими сказочными героями? (Да) Давайте их возьмём с собой… (Забирают у гостей сказочных героев и уходят в группу)

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, игровая.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

2. Продолжить развивать умение сравнивать по длине предметы, по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, ещё уже, самый узкий (и наоборот), самый длинный, короче, ещё короче, самый короткий (и наоборот).

3. Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себе: вперёд, назад, слева, справа, сверху, внизу.

4. Закрепить представления о знакомых геометрических фигурах.

Материалы и оборудование: колокольчик, наборы полосок - "ступенек" разной ширины и длины (на каждого ребёнка); геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), елочки 7 штук, грибочки 7 штук, разрезная на геометрические фигуры картинка "ключик"; ноутбук, проектор мультимедийный, интерактивная доска, магнитная доска.

1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение).

2. Сказка.

Дети, вы любите слушать сказки? А сами хотите попасть в сказку и помочь всем сказочным героям?

Хорошо, сегодня я хочу рассказать вам сказку. Сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями.

А чтобы попасть в сказку, нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова: "1, 2, 3 - сказку покажи".

Открываем глазки, и вот мы попали в сказку.

Жил был царь. И была у него дочь-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять. Вдруг вокруг потемнело, появились чёрные грозовые тучи, которые закрыли солнышко. И тут налетел сильный ветер, подхватил нашу царевну и унёс в тридесятое царство. Пошел её искать Иван Царевич. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там жила Баба-Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду ей, и Баба-Яга обещала помочь ему, если только Иван Царевич ее развеселит.

Ребята, давайте поможем Ивану Царевечу развеселить Бабу-Ягу?

Мы с вами поиграли в игру, которая называется "угадай, где колокольчик?".

Закройте глазки. Сейчас вы должны определить, где звенит колокольчик.

(Воспитатель проходит около ребенка и звенит кол-м. Ребенок определяет и называет: справа-слева, сверху-внизу, сзади-спереди.)

Ой до чего же осталась довольной наша Баба-Яга. Она дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе. Клубочек покатился и царевич пошел за ним.

Прикатился клубок к болоту. А посередине болота стояло дерево, где сидела Кикимора. Кикимора хотела спуститься к Ивану Царевичу, чтобы выслушать его беду, но не смогла. Она попросила царевича выстроить к ее жилищу ступени, чтобы та смогла спуститься.

Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу?

Надо выложить ступени в правильном порядке, т.к. они разбросаны.

(Один ребенок раскладывает полоски разной длины и ширины на магн. доске в ряд, а остальные дети выкладывают полоски у себя за столами.)

Что мы можем сказать о ширине ступенек? Назовите! (Дети называют ширину каждой ступени: самая широкая, уже, еще уже, самая узкая.)

А наоборот?

Самая узкая, шире, еще шире, самая широкая. Молодцы!

А это мы можем сказать о длине ступеней? Назовите!

(Дети называют: самая длинная, короче, еще короче, самая короткая.)

И наоборот?

Самая короткая, длинная, еще длиннее, самая длинная?

Молодцы!

Смотрите, ребята, какие красивые ступени мы выложили к жилищу Кикиморы.

Она поблагодарила Ивана Царевича, выслушала его и помогла ему, показав дорогу в сказочный лес.

А в лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание, но чтобы с ним справиться, они посоветовали набраться сил. Надо набраться сил, чтобы выполнить его.

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Иван Царевич раз-нагнулся, разогнулся,

Два-нагнулся, разогнулся,

руки в сторону развёл и пошёл, пошёл, пошёл за царевной в глушь лесную.

Вдруг пенёк он увидал, тихо сел и задремал. (Закрыли глаза.)

А теперь открыли глазки. Посмотрели направо, налево. а теперь мы поморгали, чтобы глазки наши не устали.

Чтобы войти в этот волшебный лес, надо посчитать сколько росло елок и грибов в нем. Ну вот беда! Наш Иван Царевич не умел считать.

Давайте, поможем царевичу, ведь мы умеем с вами считать?

(Воспитатель отсчитывает 6 елочек и раскладывает их на верхние ступени. Затем отсчитывает столько же грибочков, раскладывая их на нижние ступени.)

Ребята, что можно сказать о количестве елочек и грибов? сколько их? (Поровну.)

Если мы к 6 елочкам добавим ещё 1 елочку. Сколько стало? (7.)

Как получилось чисто 7.

Что теперь больше: елочек или грибочков? Какое число меньше:6 или 7? на сколько? (1.)

Как сделать так, чтобы елочек и грибочков стало поровну?

(К 6 грибочкам добавить 1 грибочек, или от 7 ёлочек отнять 1 елочку.)

Молодцы! Ребята. Мы помогли Ивану Царевичу попасть в сказочный лес.

Вот шел, шел Иван Царевич и наконец-то вышел на прекрасную поляну. И что же мы видим? перед нами стоит замок. Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завалена камнями. Чтобы войти в него, надо разобрать камни.

Давайте посмотрим на камни. Какие геометрические фигуры они напоминают?

Назовите эти фигуры? (Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал.)

Молодцы!

Вход в замок мы разобрали, дверь мы очистили от камней. А под камнями спрятан вот такой хрустальный ключ, которым Иван Царевич должен был открыть дверь, где ждала его прекрасная царевна.

Но камни раздавили наш хрустальный ключ, и Иван Царевич не знает, как ему открыть дверь. Давайте поможем царевичу собрать ключ.

Из каких фигур состоят части ключа (треугольник, прямоугольник, квадрат).

Сложите у себя на столах из этих фигур наш хрустальный ключ.

Получилось? Давайте сравним наши ключи с оригиналом. Наш ключ подошёл к двери замка, и Иван Царевич с лёгкостью открыл дверь, и от туда вышла прекрасная царевна.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза: 1,2,3-сказка, в детский сад верни.

Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

а) Где мы с вами сегодня побывали?

б) Что вам понравилось?

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе.

Цель: Знакомство детей с цифрой 7.

Задачи:

Познакомить детей с цифрой 7, составом числа из двух меньших;

Учить отгадывать математическую загадку;

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Развивать логическое мышление через дидактическую игру;

Ориентироваться во времени: дни недели;

Формировать навыки преобразованию квадрата в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

Воспитывать умение сотрудничать и действовать сообща, работать в подгруппах.

Материалы и оборудование: Набор цифр от 0- 7, фишки, счетные палочки, мяч, загадки о цифре 7, монеты, кисет, ножницы, квадраты из цветной бумаги, фломастеры, песочные часы, аудиозапись веселой музыки.

Методы и приемы : проблемно – игровая ситуация, социо – игровой подход, словесный, наглядный.

Ход образовательной деятельности:

Дети становятся в круг и проводится социо - игра:

Крепче за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три, четыре, пять,

Дружно будем мы играть.

Воспитатель: Ребята, у Буратино случилась беда. Ему папа Карло дал семь монет на теплую куртку. Скажите, ребята, а зачем нужна Буратино теплая куртка? Сейчас какое время года? Какая осень? Как нужно одеваться? Он так торопился, что упал и рассыпал все монеты. А все ли собрал или нет, не знает, посчитать то он не умеет. Как мы можем помочь Буратино? (Ответы детей). А мы умеем считать? Что же будем делать? (Ответ детей)

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает детям посчитать цифры на доске от 0 до 6, затем показывает новый знак - цифру 7

На что похожа цифра 7?

Вот семерка – кочерга,

У нее одна нога.

Очень похожи

Семерки на клюшки

Для хоккеиста

И для старушки.

Семь – точно острая коса,

Коси, коса, пока остра.

А теперь попробуйте отгадать загадку :

Еж спросил ежа – соседа:

Ты откуда, непоседа?

Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнес, одно несу.

Призадумался сосед:

Это сколько будет всех?

Сколько яблок он еще несет? (Одно.)

Что мы должны сделать? (Прибавить еще одно яблоко)

Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.) .

Воспитатель предлагает детям выполнить задание на состав числа : - Отсчитайте и разложите на столе семь счетных палочек из двух цветов. Вопросы: Сколько желтых палочек? Сколько розовых? Каких больше? Сколько всего палочек?

Воспитатель приглашает детей стать в круг. Проводится игра с мячом «Назови на один больше (меньше)».

Для следующей игры дети делятся на две команды с помощью фишек . На ковре лежат листы ватмана с наклеенными цифрами и предметными картинками. Проводится д\игра «Проведи дорожку». Для начала игры используются песочные часы , по команде дети должны фломастером провести «дорожку» от цифры к картинке с таким же количеством предметов. После выполнения задания дети меняются местами и проверяют правильность выполнения задания.

Физкультминутка.

Один – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.

Дети садятся за столы. Воспитатель задает вопросы:

Ребята, скажите, а где можно встретить цифру 7? (№ дома, автобуса и др.). - В каких сказках встречается цифра 7? («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик»)

Вспомните пословицы и поговорки с цифрой 7. (Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут.)

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где находятся разноцветные карточки с цифрами внутри. Вос-ль: Отгадайте загадку:

Что за птицы прилетают

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели)

Какой сегодня день недели? Сколько всего дней в неделе?

Цифра 7 предлагает вам поиграть в игру «Живая неделя».

Днями недели будете вы, дети. Пока звучит музыка, «дни недели» танцуют и гуляют. Как только музыка смолкнет, вы должны построиться по – порядку. А помогут вам в этом разноцветные карточки. Вы заметили, что на них есть цифры. Эти цифры обозначают дни недели.

Ты ведь знаешь дни недели.

Посчитай – ка их скорей!

Если в счете не собьешься -

Ровно семь получишь дней.

Построившись, дети проговаривают: Я - понедельник, первый день недели. Я среда – третий день недели и т. д. Игра проводится два раза.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сложи квадрат». Для этого нам понадобится три квадрата и ножницы.

Задание 1. Сложи квадрат так, чтобы получилось два треугольника и разрежь по линии сгиба.

Задание 2. Сложи квадрат так, чтобы получилось два прямоугольника и разрежь по линии сгиба.

Задание 3. Сложи квадрат так, чтобы получилось четыре маленьких квадрата и разрежь по линиям сгиба.

Задание 3. Сложи из полученных фигур три квадрата.

Воспитатель: - Вот мы свами познакомились с цифрой …? И можем смело пересчитать все монеты у Буратино.

Дети пересчитывают монеты и недосчитывают одной. Решают добавить монетку и передать Буратино все семь монет.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: «Путешествие в сказку».
Ведущая образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП).
Цель : создание условий для выполнения элементарных математических действий и эмоционального настроя детей.
Задачи:
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, соединять точки по клеткам (физическое развитие, социально – коммуникативное развитие);
- Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: слева, справа (познавательное развитие, речевое развитие);
- Совершенствовать навыки порядкового счёта в пределах 10; называть числа в прямом и обратном порядке (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие);
- Развивать логическое мышление, воображение, фантазию, поисковую активность, умение проявлять свою индивидуальность при выкладывании ракеты и рисунка (социально – коммуникативное развитие);
- Развитие координации и речи с движением (физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие);
- Закрепить название дней недели (познавательное развитие, речевое развитие);
- Закрепить с детьми понятия «узкий», «широкий», «длинный», «короткий» (познавательное развитие, речевое развитие);
- Воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, умение преодолевать трудности для достижения цели, интерес к математическим заданиям.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, конструирование из модулей.
Формы организации : фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности : использование музыкального сопровождения; демонстрация иллюстративных пособий; ИКТ; ТРИЗ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Оборудование: волшебная палочка, мягкие модули, схема ракеты; листы в клетку на каждого ребёнка; карточки с героями мультфильмов и сказок (количество от 1 до 10); развивающая игра В.В. Воскобовича «Чудо – крестики»; схема гномика, цветной гномик из бумаги; дощечки разной длины; «речка», гелевые воздушные шарики по количеству детей.
Предварительная работа : дидактические игры: «Кубики с цифрами», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», «Весёлый счёт», и развивающие игры В. В. Воскобовича: «Чудо – крестики» и «Квадрат Воскобовича».

Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
- Ребята, сегодня в нашем саду происходят чудеса! Я превратилась в добрую волшебницу и у меня в руках оказалась волшебная палочка. Сейчас у меня очень хорошее настроение, мне очень хочется сделать что-нибудь хорошее и приятное для всех. И в этом мне поможет волшебная палочка. Желаю счастья и добра, всем детям с самого утра!
-Ребята, я приглашаю вас в сказку. Вы хотите оказаться в сказке? А кого бы вы хотели там встретить? А на чём вы хотите отправиться? Я предлагаю выполнить непростое задание, и тогда вы узнаете, на чём мы сегодня отправимся в сказку.
На листе бумаги изображены точки, рядом с точками есть цифры необходимо их соединить линиями по клеткам по порядку, начиная, с цифры 1 и заканчивая цифрой 9, тогда вы увидите, что получится.
- И так ребята, что у вас получилось?
- Дети, а вы сможете по этой схеме построить ракету с помощью этих модулей?
- Мы трудились очень дружно, получилось, то, что нужно. Не машинка, не конфета, настоящая ракета!
-Давайте ребята возьмёмся с вами за руки и произнесём волшебные слова:
- Очутиться в новой сказке мы хотим, мы хотим, на ракете, на ракете, полетим, полетим!
Воспитатель включает звук взлетающей ракеты.
- Ребята, посмотрите вокруг, мы же с вами прилетели в сказку. Тихо! Слышите, чудеса уже ждут нас в этой таинственной комнате. Ну, что, пройдёмся по ней? Дети встречают воспитателя, свободно располагаясь на ковре.
Ответы детей (Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Золушку и т.д), (на самолёте, на машине, на автобусе, на велосипеде и т.д).

Дети рассаживаются за столы и приступают к выполнению задания.
Дети соединяют точки и получают ракету.

5
.4 .6
.2 .3 .7 .8
.1 .9
Ответы детей.
Дети строят ракету по схеме из модулей.

Берутся за руки и произносят волшебные слова.
Садятся в ракету и под звук ракеты имитируют взлёт.
Под сказочную музыку дети идут по группе. Ответы детей.
2. Основная часть
- Посмотрите, лежит волшебный сундучок, кто его охраняет? (Змей Горыныч) Как вы думаете, что может лежать в сундучке? Хотите его открыть? Ну что же, давайте его откроем и посмотрим. Смотрите, какие – то карточки лежат, а что изображено на карточках? Правильно дети - это же герои из мультфильмов и сказок! Вы кого – нибудь узнали? А как их много! А как узнать, каких героев больше, а каких меньше? Ребята, а давайте вместе сосчитаем. Найдите карточку, где изображен 1 герой, кто это? Сколько медвежат изображено на этой карточке? Каких героев изображено на карточки больше всего? А кого меньше? А теперь каждый из вас возьмите по одной карточке и выложите их на тропинке слева направо от наименьшего количества героев к большему. Кто из вас ребята первым положит свою карточку? Почему? А кто последним? Почему твоя карточка последняя? А карточку с изображёнными на ней козлятами положили правильно?

Ой, посмотрите, да это же мишка, один из сказочных героев. Он хочет позаниматься с вами гимнастикой. Повторяйте за ним:

В понедельник я купался.
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг – в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
Попрощайтесь с мишкой, нам пора идти дальше.
Ответы детей.

Дети называют знакомых сказочных героев.

Дети рассматривают карточки, узнают количество изображенных героев, пересчитывая их.
Сравнивают количество изображённых героев на карточках.

Выкладывают карточки в заданной последовательности, проверяют друг друга в правильном выполнении задания
Дети выполняют движения:
- изображают плавание
- изображают рисование
- изображают умывание
- изображают игру в футбол
- прыжки и бег на месте
- сесть на корточки и приложить ладошки к щекам.
Дети прощаются с мишкой.
-Дорожка, на которой мы выложили героев, закончилась, и посмотрите на поляне стоит ещё один сундучок. Кто охраняет этот сундучок? (Баба Яга) Как вы думаете что там? Вы хотели бы посмотреть? Давайте и его откроем и узнаем, что в нём? Ребята, что это? Это заколдованные фигурки. Они помогут нам расколдовать вот этого человечка, который стал бесцветным. Для этого необходимо собрать человечка по этой схеме.
На какого героя похож наш человечек? Правильно, на гномика! Вот мы свами и смогли расколдовать сказочного героя.
- Отправляемся дальше?
Ой, смотрите, кто это? (Водяной) Как вы думаете, где он живет?
Правильно дети в реке. Дети, а как же нам перебраться на другой берег реки?
- А если нет лодки, камней, плота? Но есть у меня три дощечки (длинная, но узкая, широкая, но короткая, широкая и длинная), какая из них подойдёт, чтобы перейти речку вы должны решить сами.
Ну, что, ребята, какую дощечку вы выбрали? Почему именно эту?
-Вспомните, герои, какой сказки тоже переходили через речку (соломинка, лапоть, пузырь). Перешли ли они её? Почему?
Да, ребята, я согласна с вами, кто дружит друг с другом, тот все препятствия преодолеет.

Ну вот, мы с вами дошли до нашей ракеты. Сказочные герои приготовили для вас подарок - воздушные шарики. Сосчитайте их и скажите, хватит ли их на всех ребят. Сколько шариков? Сколько детей? Правильно, поровну по 10.
Ответы детей.
Дети на полу выкладывают по схеме фигурки В.В. Воскобовича.
Дети отвечают на вопросы педагога.

Ответы детей.
Дети перечисляют способы, как возможно перебраться через реку: побросать камни и по ним пройти, сделать плот, взять лодку, построить мост и т.д.
Дети, вместе анализируют из какой «доски» можно сделать мост.
Ответы детей.
Дети определяют, какая дощечка им подойдёт (по узкой нельзя пройти, упадёшь; короткая не дотягивается до другого берега; а вот длинная и широкая подходит). Дети переходят речку друг за другом.

Ответы детей. Дети считают шарики и сравнивают.
3. Заключительная часть
-Наше увлекательное путешествие подошло к концу, спасибо вам! Пора возвращаться. А чтобы наша ракета взлетела, необходимо посчитать от 10 до 1. Звучит музыка, дети, сидя в «ракете» рассказывают о своих приключениях. На чём мы путешествовали? Каких сказочных героев вы повстречали на своём пути? А что интересного было для вас во время путешествия?
Какие задания были трудными для вас?
Чтобы вы сказали или пожелали настоящему волшебнику, если бы его встретили?

Дети считают в обратном порядке от 10 до 1.
Дети садятся в ракету с шариками в руках.
Ответы детей.